Человек - это личность, которой очень важно реализовать себя в жизни. Но, где и как можно осуществить это в пределах школы? В пространстве урока? Возможно, но урочное пространство ограничено, в нём существуют рамки, сдерживающие ученика в пределах содержания, связанного с программой.

В нашей школе таких "пространств", где ребёнок мог бы самореализовываться, несколько: образовательные практики и семинары, различные конкурсы и олимпиады, школьная газета и школьная исследовательская научно-практическая конференция.

Моим первым шагом в профессию было собственное погружение в проектную деятельность. С огромным воодушевлением и энтузиазмом я приняла участие в проектах "Интегрированный курс: в глубь веков", "ШИК" (школьная исследовательская конференция), "Момент истины", "Шаг вперёд", "Старшая сетевая школа" и ряде других. 

Следующим шагом стало участие в проекте 2014-2015 уч.гг. "Седьмая параллель" в совершенно новой для меня позиции - координатор проекта. Новая позиция предполагает иного рода ответственность, иное видение себя и своей педагогической деятельности.

Хочется выразить огромную благодарность заместителю директора по проектно-экспериментальной работе, куратору проекта, Бушновой Марине Владимировне и руководителю проекта, учителю обществознания и права, Добровольской Олесе Александровне за оказанные доверие и поддержку!

 

Вашему вниманию представляется подробное описание проекта "Седьмая параллель"

            

Проект освоения исследовательской деятельности семиклассниками «Седьмая параллель»

Заказчик – МАОУ СОШ «Эврика-Развитие»

Куратор Бушнова М.В. – заместитель директора по проектно-экспериментальной работе. Отвечает за принятие стратегических решений по проекту, обеспечивает ресурсное поддержание проекта. Отслеживает наиболее значимые события по проекту и самые основные вехи. Запрашивает у руководителя аналитику по реализации проекта. Проводит совещания для команды реализующей проект.

Руководитель проекта Добровольская О.А. - понимает цели и содержание проекта, а так же ожидаемые результаты и риски. Отвечает за исполнение проекта. Формирует и мотивирует команду для успешной реализации проекта. Ведет аналитическую работу. Делает «заказ» тьюторской команде, команде учителей-предметников, психологической службе и др.

Координатор проекта Маркина Д.Н. – продумывает и составляет план по организации отдельных образовательных событий в проекте; координирует предоставление нужной информации в обусловленные сроки всем участникам проекта; оказание консультационной помощи все участникам проекта.

Тьюторская команда – обеспечивает сопровождение проекта, осуществляет диагностику по выявлению исследовательского интереса у детей, осуществляют мониторинг и динамику индивидуального движения каждого учащегося.

Учителя предметники – команда, состоящая из 7-10 человек, сформированная руководителем проекта. Основная обязанность которых, поддерживать интерес ребенка, осуществлять научное  руководство исследовательских работ.

Пояснительная записка к содержанию проекта

Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательных учреждений методов и технологий на основе  исследовательской деятельности обучающихся. Исследовательская деятельность учащихся может стать  неотъемлемой частью образования.

Исследовательская деятельность является наиболее соответствующей данному возрасту и результативной формой индивидуальной работы с учащимися, в ходе которой происходит:

  1. формирование у учащихся исследовательских компетентностей (получение и обработка информации; обращение к различным источникам данных и их использование; организация консультации с научным руководителем; представление и обсуждение различных видов материалов в разнообразных аудиториях; использование документов и их систематизация в самостоятельно организованной деятельности)
  2. расширение коммуникативных компетентностей (выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей; дискутировать и защищать свою точку зрения; выступать на публике);
  3. развитие личностно-адаптивных компетентностей (использовать новую информацию и коммуникативные технологии; быть подготовленным к самообразованию и самоорганизации, проявлять гибкость, быть упорным и стойким перед трудностями).

Основная цель проекта - развитие личности, владеющей исследовательской технологией как универсальным способом освоения действительности на уровне компетентности.

Задачи:

  1. создать условия для самостоятельной исследовательской деятельности школьников;
  2. обеспечить развитие мотивации школьников к исследовательской деятельности;
  3. развивать аналитическое и критическое мышление ребят в процессе творческого поиска и выполнения исследований;
  4. развивать коммуникативную компетентность: умение строить коммуникацию с другими людьми;
  5. формировать презентационную компетентность: умение выбрать формы и способы предъявления результатов исследовательской деятельности.

Целевая аудитория: проект предназначен  для учащихся 7-х классов, границы возраста могут варьироваться с учетом индивидуальных особенностей детей.

Группа планируемых результатов:

  1. Личностные результаты - социальное действие, осмысленное и ответственное построение личной жизненной траектории, здоровье и безопасность. Диагностика проводится в условиях спонтанной активности учащихся.
  2. Метапредметные результаты – учебные, коммуникативные, информационные. Диагностика проводится через включение обучающихся в исследовательскую деятельность, а также при их участии в социально - образовательных событиях.
  3. Предметные результаты -  формальный, рефлексивный, функциональный.

Предполагаемый продукт реализации проекта: презентация итога исследовательской деятельности учащихся по выбранной самостоятельно теме. Участие в научно-практической конференции класса, школы и города, и других конкурсах.

Сроки реализации – в течение 2014-2015 учебного года.