Уже второй год я веду курс "Элементы языкознания" в нашей школе. 

Данный курс может использоваться и как автономная программа, и как один из модулей интегрированного курса «Древний Мир», который помогает создать условия для персональной проблематизации ребёнка, для осознания и проявления им собственного интереса как «вопроса к культуре» и  является началом самостоятельного образовательного движения личности.

Вашему вниманию предлагается методическая разработка 1-го занятия в рамках данного курса.

В разделе "Каталог файлов" данная разработка представлена в формате doc.

 

Занятие № 1.

Введение в предмет. Возникновение языка.

Цели:

  1. дать первые сведения о языке вообще,
  2. познакомить с  понятиями и терминами языковедения, без знания которых невозможно серьезно заниматься ни одним языком.

    Задачи:

     1. формирование умений отстаивать свое мнение и воспринимать другие точки зрения;

     2. формирование умений  работы в группе, активизация детского познавательного интереса через коллективное обсуждение. 

Этап

Время

Содержание

Примечания

1

Введение в предмет

 

            Современный человек как биологический вид называется по-латыни Homo sapiens, то есть человек разумный. Но хомо сапиенс есть одновременно Homo loquens (хомо локвенс) – человек говорящий. Для нас это означает, что язык – не просто «удобство», которое придумало для облегчения своей жизни разумное существо, но обязательное условие его существования.

            Предмет, который я буду у вас вести называется языкознание  или другими словами –лингвистика, от латинского слова lingua  - язык. О чем мы будем говорить на наших уроках? О происхождении языка, о том, сколько языков существует на земле, на каких языках говорили народы древнего мира.

1 слайд

 

 

 

 

 

 

 

2 слайд

2

Постановка задачи

 

И прямо сейчас мы с вами попробуем разобраться с некоторыми важными вопросами. Для этого мы разделимся на 4 группы. Каждая группа получает вопросы и в помощь схемы («индоевропейская семья»).

4 карточки с вопросами для обсуждения,

4 схемы «индоевропейская семья».

3

Работа в группах

8 м

в течение 8 минут (2 мин. На вопрос) пытается найти ответы на вопросы.

 

4

Обсуждение

 

 

каждая группа высказывается по 1 из предложенных вопросов. Учитель комментирует.

 

 

 

1 вопрос

 

Что такое язык?

 

Михаил Бахтин: «Язык, слово – это почти все в человеческой жизни». Из всего многообразия существующих определений мы выберем для дальнейших рассуждений два, наиболее распространенных и всеобъемлющих: язык есть средство человеческого общения и язык есть система знаков.

Данные определения не противоречат друг другу, скорее наоборот – друг друга дополняют. Первое из них говорит о том, для чего служит язык, второе – о том, что он собою представляет. Зарисуйте в тетрадь

                                                

       Что такое знак, если мы говорим о системе знаков? Все, при помощи чего мы можем и хотим что-то сообщить друг другу, есть знак. Существует целая наука – семиотика (от греч. semeion – ‘знак’), изучающая всевозможные знаковые системы.

Поскольку среди этих систем находится (более того – занимает центральное место) человеческий язык, постольку объект данной науки пересекается с объектом лингвистики.

          В принципе человек может придать функцию знака любому предмету, любому «кусочку действительности». Какие знаковые системы вы знаете? Посмотрите, что я сейчас скажу Это был язык жестов.

          А существуют ещё:  язык цветов, язык веера, язык духов, язык форменной одежды, которые могут многое сказать посвященному человеку. Что уж говорить о таких распространенных

системах, как дорожные знаки или бытовые пиктограммы! В последнем случае имеются в виду символические рисунки, передающие разнообразные практические сведения. Стрелка или указующий перст означает ‘туда’ или ‘выход’, восклицательный знак – ‘внимание!’, ‘опасность!’ (а еще, в других знаковых системах, – ‘интересно!’, ‘сильный ход!’), перечеркнутая сигарета – ‘не курить!’, перечеркнутый утюг (на этикетке к одежде) – ‘нельзя гладить’, рюмка на упаковочной коробке или ящике – ‘осторожно: стекло!’ (или: ‘хрупкое содержимое, не бросать!’) и т.д. (показать несколько знаков)

Можно, не сильно преувеличивая, сказать: человек живет в мире знаков.

3 слайд 

Запись в тетрадь

 

 

Система знаков

Язык

 
   

Средство общения

 

4 слайд

Запись в тетрадь

(1. показываю на себя(ладонь на грудь),

 2. указываю на кого-нибудь из детей.

3. дотрагиваюсь до мочки уха.). конечно вы правильно расшифровали: «Я тебя слышу».

 

 

 

 

 

5 слайд

6 слайд 

 

2 вопрос

Как возник язык?

 

Каждая группа представляет свои ответы. Учитель комментирует: Как и когда заговорили люди? Этот вопрос существует, наверное, столько, сколько существует сам язык. Существует несколько теорий происхождения языка.

Звукоподражательная теория

Одни ученые считают, что давным-давно дикий и еще не говорящий человек слушал звуки природы и пытался им подражать. Услышит кукушку и говорит "ку-ку", увидит собаку, скажет "гав-гав", услышит лягушку - скажет "ква-ква", пойдет дождь, он скажет "кап-кап", увидит, как кто-то смеется, скажет "хи-хи" и так далее. В любом язык имеются такие звукоподражательные слова и те слова, которые от них произошли: кукушка, куковать, квакать, гавкать, хихикать, и тому подобное. Действительно, именно так иногда делают маленькие дети, которые учатся говорить: увидят кошку, скажут "мяу", уронят что-нибудь, скажут "бах!". Возможно, слова, обозначающие крики животных или какой-то другой шум, именно так и возникли. Но вот незадача: слов, которые образовались от звукоподражания не так уж и много, да и потом, даже самому дикому человеку нужно было изобрести и другие слова. А как могли возникнуть такие "бесшумные" слова как дом, дерево, камень, небо, дорога? Не говоря уж о таких словах как удача, радость

            Междометная теория.

Другие ученые полагали, что слова возникли из выкриков, которыми первобытный человек выражал свои чувства. Обрадовался - закричал "Ах!", устал, вздохнул "Ох!" ушибся, вскрикнул "Ой-ей-ей!" и так далее. А потом уже эти простые междометия стали постепенно усложняться, появились производные от них слова, типа ахать и охать. И это предположение не лишено здравого смысла. Возможно, часть слов произошла именно так. С помощью междометий с редкими вкраплениями других слов можно рассказать содержание фильма, где все только и делают, что сражаются: "А он его - бац! А этот - бах, бах! А они - тра-та-та-та из пулемета!". Но вот если вы решили поговорить о чем-нибудь более тонком и содержательном, увы, таких коротких и выразительных слов недостаточно. И даже первобытном охотнику их было мало. Даже для того, чтобы рассказать, куда ушло стадо бизонов в прошлом году, нужно гораздо больше слов, а уж для того, чтобы создать мифы и легенды, которые были и есть у любого народа, простыми охами и ахами не обойтись.

            Так никто и не знает до сих пор, откуда же произошел язык. Ученые спорили долго, но потом споры сами собой утихли, потому что никто так и не смог предложить такое объяснение, которое бы нельзя было справедливо покритиковать. И вот уже полтораста лет никто не пытается объяснить, откуда все же произошел язык. Важно то, что человек в конце концов научился обозначать предметы или понятия особыми сочетаниями звуков, то есть словами, а потом стал увязывать эти слова в цепочки.

7 слайд 

(записать Звукоподражательная теория - куковать, мяукать, квакать)

слайд

 

8 слайд

 

 

 

 

 

(записать в тетрадь междометная теория – ох! Ах! Ух, ого!)

 

3 вопрос

Чем отличается язык человека от языка животных?

 

Каждая группа представляет свои ответы. Учитель комментирует:

Животные пользуются языком не специально. Язык у них - не орудие познания, а результат работы органов чувств. Диалоги возможны, но редки. Обычно это два самостоятельных монолога, произносимых одновременно. Между сигналами животных нет четких границ, Они не складывают слова во фразы и предложения. В среднем у животных примерно 60 сигналов, которые выражают всего несколько смыслов «угроза», «внимание!», «страх», «удовольствие». Животные не могут рассказать о прошлом или будущем. Однако животные способны усваивать сигналы животных других видов. К таким животным относятся обезьяны, слоны, медведи, собаки, лошади, свиньи. Но лишь некоторые развитые животные способны активно овладевать чужой речью (воспроизводить слова и иногда употреблять их в качестве сигналов). Это - попугаи и птицы-пересмешники (скворцы, вороны, галки и т.д.). Многие попугаи «знают» до 500 слов, но не понимают их значения. (Иначе обстоит дело с людьми. Сборщик налогов в Стокгольме провоцировал собак, имитируя 20 видов лая). Экспериментами в лабораторных условиях было доказано, что при необходимости обезьяну можно научить знакам, используемым для обучения глухонемых. Большинство шимпанзе в экспериментах осваивали от 120 до 170 знаков, и это было не пределом. Также обезьяны способны комбинировать знаки (обычно от 2 до 4), соблюдая при этом простейшие синтаксические требования. Они улавливают смысловые различия, вытекающие из изменения порядка слов (пр. Я щекотать ты и ты щекотать я), и выстраивают их, как правило, в должной последовательности. Других обезьян удавалось научить общению при помощи набора сообщений на клавиатуре компьютера. Люди даже сумели обучить выросших в неволе шимпанзе пользоваться языком жестов — конечно, не очень хорошо, примерно на уровне двухлетнего ребенка, но всё-таки. А шимпанзе, научившись, стали учить жестам своих детенышей! Отсюда до человеческого языка — один шаг. Многие ученые считают, что у различных животных, птиц и других созданий есть некоторые из шестнадцати свойств, характерных для человеческой речи (о них будет сказано ниже); но только у человека есть все шестнадцать.

9 слайд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10 слайд

 

4 вопрос

Сколько языков существует?

 

Каждая группа представляет свои ответы. Учитель акцентирует на внимательности и говорит: Ответ может удивить. По разным данным количество языков в мире составляет от 2500 до 7000 языков. (записать в тетрадь).Но эти цифры более, чем приблизительны, так как точное количество никому не известно из-за отсутствия единого подхода к выделению диалектов одного и того же языка и условности различий между разными языками.. Даже при грубом подсчете количество их очень велико. Однако не нужно отбрасывать тот факт, что языки различаются по количеству носителей. Если мы посмотрим на употребление таких языков: как английский и испанский, то увидим, что на них говорят сотни миллионов людей по всему миру. Но есть и малые языки, на которых говорят всего несколько тысяч или даже сотен человек. И даже это не "край": есть такие языки, на которых говорит лишь пара десятков человек, и такие языки имеют тенденцию к угасанию, исчезая навсегда вместе с последним носителем. В Африке живет единственный человек, знающий язык бикья. Кстати, все 7000 языков - это не просто "всемирное Вавилонское Столпотворение" - большинство из этих языков родственны между собой. Возможно проведение классификации почти всех языков в мире по нескольким языковым семьям. Так, например, русский язык относится к индоевропейской семье языков. (схему которой вы видите). Можете ли вы себе представить такое количество языков в мире?! Нужно обратить внимание на то, что буквально тысячи - в основном малых - языков по всему миру "выживают" благодаря тому, что они существуют в отдаленных районах, где практически нет никаких контактов с внешним миром. О многих таких языках вы никогда не слышали.

(Как правило дети невнимательно разглядывают схему, не замечают, что заголовок схемы «Индоевропейская семья» и принимаются считать языки на схеме.)

 

11 слайд

5

Обобщение материала

 

Давайте вспомним, что мы сегодня узнали (ответы учеников)

 

6

задания

 

Ну а теперь несколько заданий:

Задание 1. Проверьте, угадают ли ваши одноклассники, друзья, что вы имеете в

 виду, если жестом изобразите следующие предметы (учитель на ухо говорит ребенку слово, он изображает, угадавший выходит к доске): молоток, веник, пила, пишущая машинка, ножницы, подушка, телефон, топор, автомобиль, губная помада, карандаш, мыло, стакан, скрипка, дирижер, фортепьяно, вентилятор.

Задание 2. Определите, что сказано:

1. У меня кончилась зубная паста.2, Стучат, стучат и вверху и внизу. 3. Пришли и те и другие. 4 Все это не для меня. 5. Мы-то с тобой поймем друг друга. 6. Нет-нет, ни за что! 7. Так все напутано, такая неразбериха